Эхо "Голосов"

Аватар пользователя Денис Воронин
Категория: 
Тип мероприятия: 
Город: 
Фестиваль: 
Дата проведения: 
с пятница, 27 Май, 2016 - 00:00 по пятница, 26 Апрель, 2024 - 04:47
Автор/источник: 
Елена Лещинская

В последние выходные мая барды открыли летний сезон на XXIII региональном фестивале авторской песни "Голоса". В нескольких километрах от станции Муракаево собрались более трёх тысяч бардов и слушателей из десятков городов России, от Тюмени до Санкт-Петербурга.

На Урале и в Башкирии проходит немало фестивалей, у каждого - своя изюминка. Но к "Голосам" у ценителей жанра отношение особенно тёплое и трепетное. Организаторы - магнитогорский поэт, бард, турист Александр Гильман и руководитель творческого объединения "Дети ветра" Вадим Неретин - подчёркивают некоммерческую направленность фестиваля. Здесь нет приглашённых за гонорары мэтров - зато есть интересные авторы, приезжающие за неповторимой атмосферой "Голосов" и "своей" публикой, и звёздочки, которые зажглись именно здесь. За два с лишним десятилетия камерный слёт стал заметным культурным событием в жизни региона, вырастил молодёжь, ставшую поддержкой "отцам-основателям". И уже никто не удивляется, увидев в числе "взрослых" конкурсантов прежних участников детского конкурса.

Гостья из Питера, ветеран легендарного ленинградского клуба "Восток" Галина Соколова радуется:

- Как много у вас детей и молодёжи! У нас всё больше старшее да среднее поколение.

Объяснить это просто: в Магнитогорске, откуда приехали большинство юных конкурсантов, действует несколько детско-юношеских клубов авторской песни, потому и есть продолжатели бардовской традиции. Александр Гильман от души благодарил всех педагогов, кто подготовил своих воспитанников к фестивальному конкурсу. И особо отметил:

- В большинстве клубов ребят учат исполнительскому мастерству. Но "Вектор" выбивается из общего ряда - давно уже наблюдаю, как Елена Санарова, сама автор песен, и ребят своих учит писать. Вижу, как от фестиваля к фестивалю растут - и физически, и творчески - ученики Елены Сергеевны. Женя Лачков стал лучшим среди немногочисленных авторов в детской номинации. Лауреат прежних лет Влада Ротанова - тоже желанный гость на фестивале.

Елена Санарова, руководитель КАП "Вектор", и Наталья Гузынина, руководитель КАП "Лабиринт", получили Гран-при "За верность жанру и пропаганду авторской песни среди детей и молодёжи". Их воспитанники тоже показали себя достойно. Интересной частью конкурсной программы были и выступления ребят из КАП "Гармония", возглавляемого Варварой Луговской, прекрасным исполнителем авторской песни.

Надо сказать, что и представители "смежной" субкультуры - ролевого движения - с удовольствием слушают, поют и сочиняют песни под гитару. Юлия Гладкая, руководитель клуба ролевых игр "Замок осенних ветров", впервые приехала на "Голоса" в 1999 году в неполные восемнадцать лет. Не раз становилась лауреатом фестиваля в номинации "Автор", и этот год не исключение. Теперь приезжает вместе с мужем и двумя дочерьми.- Это мой любимый слёт, - говорит Юлия, - и я стараюсь любовь к нему привить ребятам из своего клуба. Многократно выходили на сцену "Голосов" с коллективными и сольными номерами. На этом фестивале по-настоящему душевно!

Двухлетней Ульяне Гладкой, которая на "Голосах" впервые, здесь явно пришлось по душе. Кстати, Уля - далеко не самая младшая гостья "Голосов". Под ласковым солнышком на дневных концертах можно было увидеть и других малышей на руках у мам и пап.

Яркий пример "фестивальной наследственности" - дочь белорецкого барда Алексея Устинова. Алёна поначалу выступала вместе с папой. Сегодня в свои 17 она - прекрасная вокалистка и состоявшийся исполнитель. На "Голосах" друзья поздравляли её с последним звонком. Разговорились - оказалось, у девушки не только прекрасный творческий потенциал, но и интересные организаторские идеи музыкальных мероприятий… И когда успела вырасти?

На "Голосах" время идёт по фестивальному счёту: кажется, что прошлый слёт, и позапрошлый, и тот, многолетней давности, были буквально вчера. В том числе и "Голоса-1996", ставшие для меня первым фестивалем авторской песни. Творчеством классиков жанра интересовалась с детства, а послушать гитарные переборы у костра довелось только в студенческие годы.

Помнится, тушёнку, кильку в томате и прочие деликатесы приберегали на фестиваль, двухместную брезентовую палатку покупали в складчину на троих, кассеты были роскошью - но если уж попались записи любимых авторов, последнее вытряхнешь из карманов, иначе где ж потом и взять-то. Фестивальное весёлое братство перерастало в дружбу и в городе зачастую благодаря кассетам: "Дашь переписать Ланцберга? А у меня есть "Иваси" и Суханов…" Да и где ещё было искать единомышленников, если не на слётах и не в походах? Бард из Санкт-Петербурга Сергей Суворов как-то метко сказал, что в 80-90-е годы турклубы и бардовские фестивали выполняли функцию соцсетей. Оглядываясь назад, соглашусь: именно фестивали авторской песни помогали родным по духу людям из разных городов находить друг друга. Порой живёшь с человеком на соседних улицах - а знакомишься у костра за сотни километров от дома.

Фестивали были и остаются отдушиной, глотком свежего воздуха, радостью открытий. "Голоса" - подтверждение того, что бардовские слёты, вопреки прогнозам пессимистов, растут и развиваются. Крепнет и связь между ними - так, лауреаты "Голосов", признанной стартовой площадки для молодёжи, автоматически проходят во второй тур нескольких других уральских фестивалей.

За 23 года жизни фестиваля авторской песни "Голоса" многое изменилось. На смену тяжеленным "брезентухам" пришли лёгонькие палаточки из современных материалов. Всё больше фестивальщиков приезжают на авто с раскладными столами и креслами, мангалами и надувными матрасами. Но всё чаще ещё не слишком старые "старички" говорят:

- Слушай, а давай, как раньше, махнём на фест с одними рюкзаками, чтобы ничего лишнего - палатка, костёр и песни.

Статья на сайте газеты Магнитогорский Металл: http://magmetall.ru/pdf/2016-06-04_21.pdf

Рекламко